Современные представления о заикании

Заикание – это та форма речевой патологии, которая интересует специалистов разных направлений. Ей занимаются дефектологи, психологи, врачи, лингвисты, физиологи.

Все специалисты сходятся на том, что заикание – это коммуникативное нарушение. Несмотря на разность подходов, все специалисты утверждаются в концепции сугубо коммуникативного нарушения.

Определение заикания может быть различным, в зависимости от принадлежности авторов к разным научным школам. Первые авторы, Е.Ф. Рау и Н.А. Власова, говорили о заикании, как о нарушении темпа, ритма и плавности речи, проявляющемся в общении.

Если рассматривать заикание в рамках клинико-педагогических классификаций речи, то заикание относится к группе нарушений произносительной стороны речи или группе фонационных нарушений, в которую входит нарушение звукопроизношения, голосообразования и темпоритмические нарушения совместно с брадилалией и тахилалией, а также клаттеринг.

Заикание не относится к семантическим нарушениям – только фонационным. Заикание относится к группе расстройств с нарушением применения языковых средств коммуникации. К этой группе также относятся все остальные темпо-ритмические нарушения, а также нарушения голосообразования или мелодико-интонационные нарушения – ОНР, ФФН, ринолалия, дизартрия.

Определение авторов клинического направления (первое определение было предложено И.А. Сикорским) – заикание – это форма речевой патологии с нарушением темпо-ритмической организации речи, обусловленная наличием судорожных спазмов в разных отделах речевой мускулатуры, проявляющихся в зависимости от разнообразных коммуникативных условий общения, а так же в зависимости от сложности и самостоятельности построения речевого высказывания.

В соответствии с клиническим подходом имеется клиническая классификация заикания в зависимости от причин, вызвавших наличие речевой судорожности, механизмов и симптомокомплекса.

В рамках данной клинической классификации заикание делится на разные клинические формы, в частности, клиницисты выделяют:

  • невротическое заикание;
  • неврозоподобное заикание;
  • заикание на фоне психических заболеваний (по типу шизофрении и эпилепсии) и заикание на фоне врожденной психопатологии характера, т.е. акцентуации характера по типу истерии.

Причины невротического заикания – разнообразные хронические и острые психотравмирующие ситуации, которые испытывает ребёнок в детстве в возрасте от 2 до 5 лет в период незавершенного формирования речи.

Учитывается особая предрасположенность ребёнка к сильной эмоциональной активности, врождённая предрасположенность личности, ее эмоциональных свойств и особенности взаимоотношений в семье и семейная дисгармония.

Причина неврозоподобного заикания – последствия раннемозговой органики или последствия органического поражения мозга в любом возрасте, вызывающие афазические расстройства, расстройства интеллектуального характера.

Причины, вызывающие недоразвитие психики или психическое недоразвитие могут выступать в виде задержки психического развития, недоразвития моторной сферы, как у детей с детскими церебральными параличами с дизартрическими проявлениями, когда недоразвиты речевые зоны мозга.

Неврозоподобное заикание возникает на фоне любых видов психического недоразвития, включая моторику и речь, в тот период, когда ребёнок начинает овладевать фразовой речью.

В основном встречаются заикающиеся с невротическим заиканием. Более тяжелый уровень – неврозоподобное заикание (присутствует органический компонент).

Рассмотрим психолого-педагогическую классификацию Р.Е. Левиной: заикание – это расстройство применения языковых средств в процессе коммуникации.

Авторы данного направления:

  • Белякова Л.И.;
  • Филатова Ю.О.;
  • Дьякова Е.А.;
  • Крапивина Л.М.;
  • Оганесян Е.В.;
  • Дубинская А.И.;
  • Асатиани Н.М.
  • Казаков В.Г.;
  • Власова Н.А.

«Левинское» направление (понимание развития языковых средств, акцент на психолингвистику):

  • Левина Р.Е.;
  • Миронова С.А.;
  • Чивилева Н.А.;

Авторы методик:

  • Ястребова А.В.;
  • Волкова Г.Г.;
  • Чиркина Г.В.

Владимир Ильич Селиверстов – автор психолого-педагогического направления (рассматривал речевую патологию как социальнопсихологический аспект, отношение личности и окружающих к дефекту).

Клинико-психологическое направление связано с именем Виктора Марковича Шкловского, который возглавляет Центр патологии речи.

Он придерживается теории клинического психолога В.Н. Мясищева (СПб) – изучал клинику неврозов у людей и связывал это с нарушением взаимоотношений человека с окружающими. В.М. Шкловский поддерживает теорию В.Н. Мясищева и перенес её на заикание, учитывая, что заикание является логоневрозом или психоневрозом.

Виктор Маркович предложил классификацию заикания:

  1. Группа людей, у которых не нарушены отношения с людьми.
  2. Группа людей, у которых нарушение отношений с людьми избирательного характера.
  3. Группа людей, у которых помимо заикания отмечаются нарушения всей системы взаимоотношений со средой.

Клинико-психологическое направление:

  • Шкловский В.М.;
  • Хавин А.Б. (психолог);
  • Резниченко Т.С. (логопед);
  • Визель Т.Г.

Лого-психотерапевтическое (лого-психологическое) направление. Получило свое развитие в середине 60-х годов. Связано с именем харьковского психотерапевта Казимира Марковича Дубровского.

В дальнейшем направление оформилось и оформляется в психологически обоснованную систему лого-психокоррекционных воздействий при устранении заикания у дошкольников, школьников, подростков и взрослых.

Развитие направления:

  • Доктор психологических наук Некрасова Ю.Б. – автор методики реабилитации заикающихся.
  • Профессор Арутюнян Лилия Зеновьевна – автор методики реабилитации заикающихся.
  • Маргарита Иосифовна Мерлис (г. Харьков).

Их последователи:

  1. Рау Елена Юрьевна.
  2. Карлова Наталья Львовна.
  3. Мерзлякова Валерия Павловна.
  4. Садовникова Елена Николаевна.
  5. Бедлова Ольга Александровна.
  6. Канари Андри.
  7. Казбарова Елена Сергеевна
Заикание – нарушение, связанное с проблемами личности. Это особое отрицательное психоречевое состояние, которое связано с переживанием в общении ряда часто повторяющихся фрустраций (психологических барьеров, одним из которых является сам дефект речи).

Это один из вариантов фрустративного поведения (поведение в условиях помехи).

При этом Казимир Маркович Дубровский первый предложил метод одномоментного снятия заикания. В основе данного метода – сеанс эмоционально-стрессовой терапии.

Он предлагал этот метод в середине 60-ых годов. Метод не зарекомендовал себя надолго. Эта одномоментность была под вопросом у специалистов.

Метод себя не зарекомендовал, потому что результат после сеанса держался не так долго. Очень мало пациентов сохраняли этот результат навсегда. У многих наступал рецидив и заикание возвращалось.

К.М. Дубровский проводил курсы по подготовке специалистов по проведению данного метода. Съезжались многие специалисты: логопеды, психологи, врачи, сурдологи.

Некрасова Юлия Борисовна – логопед (автор метода «социальной реабилитации заикающихся» подростков и взрослых; автор диссертации «психологические основы процесса социореабилитации заикающихся»).

Лилия Зиновьевна Арутюнян – логопед (автор метода «устойчивой нормализации речи с использованием синхронизации речи и движений пальцев ведущей руки»).

Виктор Маркович Шкловский – логопед (автор метода по устранению заикания, который реализуется сейчас в его речевом центре).

Драпкин Борис Зиновьевич – психотерапевт, психиатр, врач (автор метода, применяющегося в условиях клиники с подростками), работал на базе 6-ой психоневрологической больницы.

Мерлис Маргарита Иосифовна – работала в городе Харьков, в психоневрологическом диспансере и также являлась автором метода по реабилитации заикающихся.

Селиверстов Владимир Ильич – имеются труды относительно заикания, внедрял метод коррекции заикания в условиях санаториев для заикающихся школьников.

В систему своих логопедических воздействий они включали психотерапевтические методы, владея методом эмоционально-стрессовой психотерапии. И включали метод эмоционально-стрессовой психотерапии в свои авторские системы.

Заслугой этих авторов является то, что они не использовали этот метод как одномоментный, а включали его в систему, они разработали этапы, принципы, методические приемы, которые были направлены не только на одномоментные достижения, а на систему закрепления, автоматизации, и внедрения в речевую коммуникацию всех достигнутых результатов.

Следовательно, эти системы были продлены во времени воздействия, т.е. у каждого автора был курс реабилитации (3 месяца, 2 месяца и т.д.) с участием разных специалистов, с реализацией комплексного воздействия.

У каждого из автора сеанс эмоциональнострессовой терапии был введен в курс, но место и время различались у всех специалистов.

Юлия Борисовна Некрасова всегда проводила сеанс в самом начале курса и он был основополагающим. Она говорила о том, что это первая активная встреча с пациентом. Далее курс разворачивался и проходил ежедневно.

Виктор Маркович Шкловский проводил сеанс в середине курса, когда у пациентов есть первичные умения (расслабляться, осознавать свою проблему). Сеанс приходился на переходный момент курса, помогал заикающимся решить остаточные психологические и речевые проблемы сильным психотерапевтическим воздействием.

Борис Зиновьевич Драпкин всегда проводил сеанс в конце курса. Он завершал все, что было проведено логопедами, врачами. Снимались остаточные явления.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)