Система коррекции заикания Е.Ю. Рау

В системе Е.Ю. Рау курс коррекции заикания проводится в течение 1,5 месяцев и затем в течение года после окончания логопедической работы проводятся поддерживающие микрокурсы. Курс делится на 4 этапа:

Организационно-подготовительный. Цель: диагностическая (проведение психолого-педагогической диагностики) и мотивирующая, формирующая психологическую готовность на восприятие всех видов воздействия и активное участие пациентов в подготовке позитивного самонастроя.

Мать ребенка пишет дневник, сам пациент пишет дневник жизнеописания, которое реализуется через представление о своей проблеме.

Дневник заполняется в форме рассказа. Дошкольники рисуют дневник (6-8 рисунков на заданную тему), родители могут подписывать рисунки, делать пометки.

Речь ребенка с разными речевыми заданиями (представься, расскажи о своей семье, перескажи прослушанный текст, расскажи стихотворение, спой, посчитай от 1 до 10, послушай фразу и повтори её) записывается на видео. Диагностические задания: библиотерапия.

Интересно
Сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. Организация проведения основополагающего занятия психотерапии. Цель: вызывать у пациента путём введения в особое психо-эмоциональное состояние свободную от заикания речь с помощью эмоционального стресса.

Метод осуществляется с помощью психотерапевтических приемов и является психотерапевтической моделью, которая рассматривается в рамках медицинских методов психотерапии, является суггестивной, т.е. построена на гетерогенном внушении (из вне) в бодрствующем состоянии.

Отсутствует введение пациентов в гипнотическое состояние (т.к. гипноз – это сон, измененное состояние сознания), хотя элементы суггестивной терапии применяются.

В психотерапии они называются «пробы на внушаемость», которые проводятся для определения степени внушаемости пациента и степени вовлеченности в процесс суггестивного воздействия.

Эти элементы проводятся как определённый этап, усиливающий эффект эмоционального стресса, в сочетании с другими психолого-педагогическими моделями психотерапии.

Технология:

  • Модель «психотерапевтического зеркала», когда говорят с одним пациентом, другие пациенты отражаются как в зеркале (один видит себя в проблеме окружающих).
  • Модель «опрокидывания в прошлое» пациентов – разбор состояний, которые были с людьми в прошлом.
  • Приём вызывания «синдрома по ситуации» или «ситуации по синдрому» – вспоминания успешных или неуспешных ситуаций и эмоциональных состояний».
  • Модель «анонимного публичного обсуждения» проблем пациентов;
  • Модель «наглядная психотерапия» – должна проводиться с учетом преемственности и передачи своего позитивного опыта бывшими пациентами настоящим и будущим группам. Срабатывает приём формирования позитивной модели будущего, перспективной модели будущего. В момент такой наглядности успеха других пациентов у будущих пациентов начинается процесс выздоровления.
  • Приём привлечения примеров из жизни знаменитых людей с той же проблемой.
  • Приём, который связан с самовнушением – произнесение первых фраз с групповой поддержкой сугубо позитивного, жизнеутверждающего содержания, приём, который объединяет группу против своей болезни и вызывает чувство поддержки.
  • Прием индивидуального внушения или обращения к личности.
  • Арт-терапия.

Во всех видах терапии важно произвести словесно-образную модель коммуникативного поведения в будущем.

Этап активной лого-психокоррекции. Самый длительный этап основного курса. Занятия длительны по времени, проходят с длительным пребыванием заикающихся в условиях коррекционного учреждения.

Занятия проходят с перерывом на чаепитие. Цель: формирование, автоматизация и введение в речевую коммуникацию навыков речевой, мышечной и эмоциональной саморегуляции.

Приемы или технологии – логопедические и психокоррекционные. Это интегративные, комбинированные технологии введения и закрепления речевой техники путем использования библиотерапии, психотерапии,
сказкотерапии и т.п.

Этап поддерживающей лого-психокоррекции. Направлена на поддержание речевых успехов, работоспособности, на развитие и мотивацию качества результатов, внедрение результатов во все коммуникативные ситуации. Поддерживающий этап состоит из микрокурсов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)