Вербализация культурной информации словообразовательными макроединицами
Эксплицируем культурную информацию, содержащуюся в словообразовательных макроединицах: словообразовательном гнезде, категории, типе, модели, а также в отношениях между составляющими этих макроединиц
Словообразовательная деривационная значимость отражает преимущественно ценностную парадигму, функционирующую в той или иной лингвокультурной общности.
Рассмотрим особенности воплощения данной информации в словообразовательные гнёзда, типы и др., – в единицы, являющиеся материальным выражением деривационной значимости.
Совокупность однокоренных производных слов, упорядоченных отношениями словообразовательной мотивации, называется словообразовательным гнездом.
Так, количество словообразовательных гнёзд, репрезентирующих тот или иной концепт, свидетельствует о его значимости для лингвокультурной общности.
Особый интерес для лингвокультурологии представляет явление множественности производности (кодеривации), при котором несколько производных слов, находящихся на одном этапе словообразования, имеют общую словообразовательную базу.Члены такой словообразовательной парадигмы образуют словообразовательные звенья. Отношения кодеривации указывают на высокую степень значимости вербально выраженного понятия.
Так, в словообразовательном гнезде «Работать» насчитывается 36 словообразовательных парадигм, в гнезде «Трудиться» – 13, в гнезде «Делать» – 54.
Наиболее многочисленными по количеству членов являются следующие:
- делать – 78 кодериватов;
- дело – 25;
- трудиться – 14;
- труд – 15;
- трудовой – 17;
- работать – 31;
- работа – 23;
- работник – 19;
- рабочий – 11;
- обрабатывающий – 19;
- обработка – 14.
Таким образом, актуальными для языкового сознания являются названия действий, представляемых как процессно, так и посредством предметных и признаковых категорий, а также названия исполнителя деятельности.
Культурная информация, указывающая на ценностные аспекты, объективируется словообразовательными типами и моделями.Словообразовательные типы и модели представляют собой структурное уточнение словообразовательной категории.
Словообразовательный тип выделяется на основе общности формантной части, модель – морфонологических явлений, которые сопровождают процессы деривации.
Так, слова работник, труженик входят в один словообразовательный тип, так как мотивируются глагольной основой, имеют тождественное значение, одинаковый формант, но представляют разные морфонологические модели:
- работник – модель с усечением производящей основы,
- труженик – модель с усечением производящей основы и чередованием.
Актуальность явлений подчёркивается многообразием словообразовательных типов, морфонологических моделей, используемых для репрезентации смыслов, так или иначе с ним связанных.
Так, в рамках словообразовательного гнезда «Работать» используется более 60 словообразовательных типов, около 50 словообразовательных морфем, в гнезде «Делать» – около 80 словообразовательных типов и 66 морфем, в гнезде «Трудиться» – около 40 словообразовательных типов и 28 морфем.
- Лингвокультурный типаж
- Культурная специфика текста
- Лингвокультурные аспекты дискурса
- Лингвокультурные аспекты синтаксиса
- Вспомогательные лингвокультурные явления в морфологии
- Основные лингвокультурные явления в морфологии
- Лингвокультурные аспекты словообразовательного значения
- Культурно-когнитивный потенциал производного слова
- Отражение культурной информации антонимическими значимостями
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу