Социокультурные факторы

Демографические характеристики рынка значимы для марке­тинга потребительских товаров, а также технологий их производ­ства. Демографическая структура рынка — распределение населе­ния по возрасту, полу, доходу, образованию, занятию — опреде­ляет границы сегментации потребительских рынков. В странах развитой рыночной экономики все большее значение обретают психографические критерии сегментации — жизненный стиль, жизненные ценности потребителей.

Каждое общество имеет свою культуру. Культура — социальные институты, ценности, верования, нормы поведения, присущие обществу. Культуре обучаются, она передается из поколения в по­коление, она адаптируема к новым способам, обеспечивающим существование общества. Общественные ценности воплощают цели, рассматриваемые обществом как значимые.

Так, например, соци­альные ценности большинства людей в США — свобода, дости­жение и успех, рабочая этика, равенство, патриотизм, индивиду­альная ответственность и самореализация. Верования — это убеж­дения, касающиеся существования или характеристик физического или социального феномена. Например, люди могут верить, что высококалорийная диета вызывает рак. Маркетер должен «читать» социальную среду и отражать ценности и верования в маркетинго­вой стратегии.

Социокультурными факторами являются также: язык (значе­ние слов, игра слов), культурные символы (вербальные/невербальные, цвет, значения чисел), этноцентризм (убежденность в пре­восходстве собственной культуры).

Ведение маркетинга в глобальной среде предполагает знание ре­альных возможностей маркетинговых коммуникаций в разных стра­нах. По данным Мирового банка, в XXI век 17% мужского и 30% женского населения всего мира старше 15 лет шагнули неграмотны­ми. При этом в Китае эти цифры составили 8 и 24% соответственно, в ОАЕ – 26 и 21%, в Турции – 7 и 23%, в Индии – 32 и 55%.

Факторы макросреды тесно взаимодействуют друг с другом. Так, например, развитие Интернет увеличивает возможности виртуаль­ных деловых коммуникаций и работы сотрудников на дому. В ре­зультате повышается спрос на домашнюю одежду и сокращается на средства физического перемещения сотрудников с деловыми целями — услуги авиакомпаний, в частности.

Развитие медицины ведет к снижению детской смертности. В результате снижается рож­даемость, что меняет демографическую структуру населения — рост доли старших возрастов и снижение доли младших. Это меняет маркетинговый комплекс.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)