Социальная позиция и принципы журналистской деятельности

Социальная позиция, т.е. поддержка тех или иных социальных сил, выступление на их стороне, выражение и отстаивание их интересов, осознается журналистом и проявляется в его творческой деятельности в разных формах.

Социальная позиция может быть неосознанной, формироваться интуитивно. Она может быть и слабо осознанной, когда ее связь с интересами определенных социальных сил видится как необязательное и непостоянное совпадение стремлений и направленности действий.

Связь социальной позиции журналиста с нуждами и стремлениями определенных социальных групп может стать и сознательной, хотя понимание места этих групп в социальной структуре общества и их роли в историческом процессе может оказаться неясным и даже ложным.

Так, неверное понимание изменений, происшедших в конце XX века в структуре общества, изменений роли и значения различных слоев общества в истории возникновения новых социальных групп приводит к тому, что прежние приоритеты (например, выступление на стороне «капитала» или «пролетариата») оказываются в той или иной мере устаревшими стереотипами.

Реализация же в практике журналистики подобных односторонних позиций может привести к такому выполнению журналистикой ее функций, результатом которого станет неверная ориентация аудитории в современности.

Вот почему так важно, чтобы социальная позиция журналиста была глубоко осознанной и правильно отражала бы те интересы, которые способствуют прогрессивному развитию всего общества.

Так через ясное осознание своей отражающей реалии времени социальной позиции, решительное и последовательное проведение ее в жизнь формируются принципы (лат. principium — «основа, начало») журналистской деятельности. Принципиальность журналиста является одной из наиболее важных направляющих его деятельности.

Принципы относятся к той области правил и норм деятельности, которая определяет ее общий характер. Создание произведения регулируется и мерой владения жанром, и способами сбора начальных сведений, и требованиями законов композиции и т.п.

Однако называть эти правила принципами некорректно. Принципы всегда лежат в основе какой-то определенной сферы человеческой практики: принцип реактивного движения положен в основу ракетостроения; принцип сохранения энергии — в основу физики; принцип невмешательства во внутренние дела — в основу межгосударственных отношений и т.д.

И согласно принципам и «во исполнение» их отбираются и реализуются все более конкретные правила и нормы, способы действия, технические решения и т.п.

Таким образом, принципы строятся на базе знания очень высокого уровня, прежде всего знания общих законов данной сферы социальной практики, составляющих ее концептуальную базу, играющих роль упорядочивающего начала, благодаря чему определяются способы подхода и методы деятельности.

В принципе как бы соединяются «фиксирующее» знание высокого уровня (типа закона) и «работающее» знание, на основе применения закона задающее угол зрения и способ деятельности в практике.

Образно принцип можно представить как единство «ядра» — знания и «оболочки» — метода (греч. methodos — «путь исследования»).

Поэтому, например, гуманизм как принцип для журналиста состоит не только в признании человека мерой всех вещей, в понимании взаимоотношений человека с себе подобными и с миром природы и т.д. и т.п.

Главное — направленность всей его деятельности на реализацию гуманистических ценностей, отстаивание прав и интересов личности, гуманизацию всех сфер жизни, на всестороннее развитие человека, гармонизацию отношений с окружающей средой и т.д.

Разумеется, следование принципам будет плодотворным (и особенно в исторической перспективе), если в основе его лежит верное знание законов природы и общества.

Правда, в ряде концепций тот или иной принцип просто постулируется или «доказывается» ложным образом (как, например, расистский принцип превосходства арийской расы, который пытался в идеологической и политической практике реализовать фашизм).

Но век таких «принципов» не может быть долгим, хотя применение их способно принести большой вред. Значит, можно утверждать, что принципы верны лишь постольку, поскольку покоятся на верном знании законов.

Но не менее важно, чтобы перевод «знания» в «метод» также был проведен добросовестно и точно, а реализация его была полнокровной и творческой.

И если «социалистическая идея» как вековая мечта человечества при ее видимой справедливости оказалась глубоко извращенной по содержанию, а при попытке реализации привела в определенных исторических условиях к формированию методов «построения социализма по-сталински» и воплощалась с применением массовых репрессий, нарушением прав как отдельной личности, так и целых народов, то и «социалистический принцип» оказался серьезно и надолго подорванным в глазах миллионов людей.

Поскольку принципы — это теоретико/методологические основы журналистской деятельности, естественно возникает теоретическая и практическая необходимость выяснения оснований выделения принципов в их совокупности и определения структуры системы принципов, а также их исторической динамики (генезиса и развития системы принципов в соответствии с изменениями закономерностей).

Порождающим фактором формирования системы принципов является понимание журналистом действующих в окружающем мире законов.

При формировании принципов основу составляет группа фундаментальных законов генезиса, функционирования и развития мира в целом и важнейших структурных элементов жизни общества.

Критерием отбора законов, необходимых для формирования системы принципов, является их всеобщность, — основанный на каждом из них принцип должен быть применим к любому рассматриваемому в журналистике явлению и проявляться в любой области и стороне журналистской деятельности.

Например, объективность не может не быть принципом журналистики, поскольку все стороны жизни (от оценки политических действий до рассмотрения технических решений, от суждений об экономической и социальной целесообразности налоговой системы до анализа положения в образовании и культуре) и все творческие шаги журналиста (от постановки задачи и формулирования вопросов собеседникам до концептуально-содержательных решений и предвидимых последствий публикации) должны контролироваться журналистом «на объективность».

Конечно, решения и поступки журналиста могут быть и необъективными, более того, произвольно-субъективистскими, но это означает лишь то, что он нарушает принцип и заслуживает осуждения (или даже «отлучения» от профессии).

Иной вопрос — содержание принципа объективности (как и всех остальных), поскольку журналисты разных ориентаций могут вкладывать в него различные, вплоть до значимо расходящихся, значения.

К примеру, для представителей «правых» и «левых» сил — либералов, консерваторов или социалистов — экономические решения «центристского» правительства почти неизбежно оцениваются по-разному, притом преимущественно отрицательно.

Каковы же законы, на основе которых объективно возникают принципы? Их совокупность может выглядеть так:

  • законы природы и жизни человечества на Земле;
  • народ как большая совокупность разнообразных социальных групп;
  • массы населения (всей страны, регионов, профессий, возрастов и т.д.);
  • страна и совокупность стран мира;
  • формы государственного управления;
  • нации и интернациональные сообщества;
  • человека как субъекта всех социальных отношений.

От того, как подходит журналист к каждому из этих объектов, какую позицию по отношению к ним занимает, как судит о конкретных событиях, процессах, тенденциях жизни с учетом специфики фундаментальных «образований» действительности, складываются основы его воззрения на жизнь, методологические основы творчества.

В самом деле: если журналист не признает закономерностей общественной жизни, он оказывается на позициях субъективизма; если он не верит в роль демократии — в его собственных убеждениях начинает довлеть авторитаризм того или иного толка (аристократизм, плутократизм, меритократизм, т.е. предпочтение власти «крови», «богатства», «положения» и т.д.); если он считает какую-то расу или нацию способной играть ведущую роль в обществе, его позиция неизбежно проникается шовинистическими или националистическими чертами.

И, наоборот, стремление проникнуть в закономерность жизни приводит его к объективному взгляду на реальности, вера в преимущества демократии — к демократизму, убежденность в равенстве всех людей при понимании особенностей и роли каждой нации в жизни человечества — к патриотизму и интернационализму.

От чего зависит выбор журналистом принципиальной позиции? Прежде всего от принятой социальной позиции и, далее, от ее осмысления и «разработки» на основе использования тех или иных философско-социальных концепций.

Так в соответствии с осознанием своей позиции, с выбором для себя приоритетов в представительстве интересов тех или иных групп (или всего человечества как предельно большой группы) складывается идея партийности.

Вокруг идеи партийности сразу же после ее рождения в середине XIX века и выдвижения на первый план в прессе русских большевиков в начале XX века по требованию В. И. Ленина (социалистический пролетариат должен был выдвинуть принцип партийности литературы, развить его и провести в жизнь в возможно более полной и цельной форме) развернулась и до сих пор не утихает политическая борьба.

Главное возражение против идеи партийности — это то, что подчинение извне идущим требованиям (какой-либо политической партии, группы людей, идеологической концепции) ограничивает независимость журналиста, сужает или полностью ликвидирует возможности творческой свободы, вводит его в прокрустово ложе заданной концепции.

Однако эти возражения чаще всего основаны либо на недоразумении, либо на сознательном извращении идеи партийности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)