Русское Просвещение и идеал Личности

Нельзя сказать, что до XIX века педагогическая мысль в России не развивалась. С принятием христианства на Русь пришла и письменность, основанная на древнеславянском алфавите, составленном братьями-просветителями Кириллом и Мефодием (вт. пол. IX в.). Это способствовало обрусению византийского христианства, становлению его как национальной религии.

На Руси довольно широко была распространена грамотность. Действовали светские, городские, церковные, монастырские школы. Обучение детей велось на родном языке. Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу, в которую были отобраны дети старост и духовных лиц; в 1086 г. при Андреевском монастыре в Киеве была основана женская школа. В начальных школах обучались счету, чтению и письму, основам христианского вероучения.

Имелись и высшие школы, готовящие учеников к государственной, культурной, церковной деятельности. Они создавались,
главным образом, при монастырях. Наряду с литургическими в них использовались и исторические, и философские сочинения, сборники высказываний античных авторов, географические и естественно-научные труды. Из этих учебных заведений вышли многие выдающиеся деятели древнерусской культуры. Существовали и светские высшие школы. В киевской аристократической среде довольно широко изучались иностранные языки.

Особую страницу в истории становления и развития образования открыли археологические находки, обнаруженные в Великом Новгороде. За многие годы систематических раскопок, ведущихся в Новгороде с 1932 г., накоплен разнообразный и значительный по объему материал, свидетельствующий об уровне образования средневекового новгородского общества.

Одним из замечательных археологических открытий XX в. являются находки берестяных грамот – грамот на березовой коре, первые из которых были обнаружены летом 1951 года. Это были не случайные редкостные находки, а категория массовых вещей, исчисляемые десятками и сотнями, целый архив ценнейших исторических сведений: к концу сезона 1999 г. их число достигло 915. 

Находки берестяных грамот в Новгороде свидетельствуют о том, что писание на бересте было привычным занятием жителей, что умение читать и писать и потребность в письменном общении были широко распространены практически среди всех слоев новгородского общества. На бересте писали бояре и управляющие их владениями, купцы и воины, священники, ремесленники и просто горожане, были и профессиональные писцы. Писать умели не единицы, а десятки и сотни новгородцев.

Предметы письменности обнаружены на большинстве раскопанных усадеб, но наибольшее их число встречается на тех, жители которых по роду своей деятельности должны были владеть грамотой: это усадьбы посадников, сборщиков дани, купцов, художников.

«В комплексе новгородских берестяных свитков содержится несколько листов бересты с написанными на них полными азбуками ХІ-ХІІ веков».

При раскопках была обнаружена художественная мастерская, руководитель которой принадлежал к высшему слою новгородского духовенства. Изучение художественного комплекса, в первую очередь берестяных грамот, открыло и имя мастера, известное летописцу. Таким образом, археология демонстрирует новую возможность – «возвращать имена мастеров шедеврам, анонимность которых до сих пор представлялась непреодолимой». По мнению исследователей, имя новгородского мастера Олисей Гречин, он был священником и иконописцем.

С распространением грамотности связана популярность книги в Древней Руси. Здесь были известны в переводах многие произведения других стран, прежде всего Византии, по философии, праву, истории и т.д. В монастырях переписывались и переводились с греческого книги самого разнообразного содержания: книги Священного Писания, богослужебные книги, сказания, поучения, жития святых, которые стали любимым чтением грамотного древнерусского человека.

Давайте вспомним и эпоху Петра I, блестяще описанную в романе Алексея Толстого «Петр Первый». «Иноземцы, бывавшие в Кремле, говорили с удивлением, что, не в пример Парижу, Вене, Лондону, Варшаве или Стокгольму, – царский двор подобен более всего купеческой конторе. Ни галантного веселья, ни балов, ни игры, ни тонкого развлечения музыкой. Золотошубные бояре, надменные князья, знаменитые воеводы только и толковали в низеньких и жарких кремлевских покоях о торговых сделках на пеньку, поташ, ворвань, зерно, кожи…

К тому же мало поворотливы были русские люди. Жили по-медвежьи за крепкими воротами, за неперелазным тыном в
усадьбах на Москве. В день отстаивали три службы. Четыре раза плотно ели, да спали еще днем для приличья и здоровья. Свободного времени оставалось немного: боярину – ехать во дворец, дожидаться, когда царю угодно потребовать от него службы, купцу – сидеть у лавки, зазывая прохожих, приказному дьяку – сопеть над грамотами».

Получив в наследство неграмотную Россию, где образованными были только иностранцы, Петр прежде всего сам начинает
серьезно учиться, для чего отправляется в Европу (в России кузнечному ремеслу он учился у старшего мастера Кузьмы Жемова).

Кредо Петра I:

«Учиться! работать!». На одной из частных печатей царя был вырезан девиз: «Аз есмь в чину учимых и учащих мня требую».

И вся деятельность Петра I в полной мере соответствовала этому. На образование он смотрел, прежде всего, с практической стороны, но говорил о просвещении и науке как важной сфере поднятия общей культуры народа.

По возвращению из Европы он учреждает в Москве Навигационную школу, пригласив на службу ученого, профессора математики Андрея Фергарсона и шлюзного мастера капитана Джона Перри, а позже – знаменитейшего голландского капитана дальнего плавания, искусного моряка Корнелия Крейса.

«Через Архангельск и Новгород прибыли в Москву иноземные командиры, штурманы, боцманы, лекари, матросы, коки и корабельные и огнестрельные мастера».

Дворянских детей, недорослей, стали посылать на учебу в Европу (часто насильно). При литейном заводе в Москве Петр I
учредил школу, где «двести пятьдесят боярских, посадских и юношей подлого рода, но бойких, учились литью, математике, фортификации и гиштории… В Москве работали пять суконных и полотняных мануфактур, – мастеров вербовали за добрые деньги по всей Европе. От зари до зари шли солдатские учения. Труднее всего было с офицерством: им солдат учить и самим учиться, возведут человека в чин – он одуреет от власти, либо загуляет, пропьется..».

В XVII веке на Руси светское образование как система знаний еще не сложилось. Хотя известно, что в Москве существовало несколько типов школ – элементарная, средняя, повышенного типа и высшая. Были открыты школы при церковных приходах и монастырях, при Патриаршем дворе, а также при Печатном дворе, Посольском и Аптекарском приказах. В Немецкой слободе, где проживали иностранцы, возникли особые иноземные школы. Обучение, как правило, начиналось 1 декабря, в день святых – покровителей учения.

Значительный вклад в развитие просвещения в России сыграл Симион Полоцкий – человек, широко образованный в соответствии со своим временем, автор ряда научных трудов, поэт, писатель, переводчик, книгоиздатель. Он приехал в Москву в 1664 г. и стал учителем царских детей.

В 1665 г. он возглавил открытую в Заиконоспасском монастыре государственную школу, в которой готовили подьячих для
центральных правительственных учреждений. В школе преподавали русскую грамматику, латинский язык, «словесное учение», то есть риторику.

В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия.

В первой четверти XVIII века был издан указ о создании так называемых цифровых школ. Это были государственные начальные образовательные учреждения для мальчиков всех сословий, кроме крестьян. Также были открыты церковные училища, куда принимались дети любых сословий. Были созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие широкую общеобразовательную программу.

В 1786 г. был издан Устав народных училищ — первый законодательный акт в области образования. Впервые вводились единые учебные планы, классно-урочная система.

Таким образом, лишь во второй половине XVII и в XVIII веке в России была создана сеть светского школьного образования, которая и положила начало развитию государственной системы народного образования и педагогической науки.

В 1755 году по инициативе М.В.Ломоносова был основан Московский университет (МГУ). Михаила Васильевича Ломоносова – первого российского ученого-естествоиспытателя мирового значения, поэта, заложившего основы современного русского языка, – можно по праву считать предтечей русского Просвещения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)