Отношения собственности в водном праве
Вода в природе находится в постоянном движении, перемещается по поверхности земли и в недрах, происходит ее кругооборот в природе.
Законодатель, учитывая специфику оборота воды, подчеркивает, что к водным объектам не применимо во всей полноте понятие владения. Собственник в полной мере не может осуществлять в отношении водных объектов не только правомочие владения, но также пользования и распоряжения.
Известная мудрость гласит, что в одну реку нельзя войти дважды. Равным образом нельзя пользоваться, владеть и распоряжаться тем водным объектом ( того качества и состояния), каким он был одним мгновением ранее.
Предметом водных отношений может являться как водный объект в целом, так и его часть. В отличие от этого, предметом права собственности, по Водному кодексу РФ, может выступать только водный объект в целом (река, водоем территориальное море и т.п.).
Нельзя не отметить, что законодатель учел имевшиеся в этой области наработки российской юридической науки XIX века.
Так, одно из разъяснений Гражданского Кассационного Департамента Правительствующего Сената в Российской империи гласило: “Течение реки состоит в беспрерывном обмене водных частиц, в этом естественном состоянии непрерывного движения и обмена должна рассматриваться река как объект права, и в этом смысле право владения рекой нельзя превращать в право на самую массу воды, беспрерывно меняющуюся”.
Водные объекты могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной ( юридических и физических лиц) собственности.
В муниципальной и частной собственности могут находиться только обособленные водные объекты ( замкнутые водоемы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Водное законодательство устанавливает презумпцию государственной собственности в отношении водных объектов: все водные объекты, включая обособленные, не находящиеся в муниципальной или частной собственности, находятся в государственной собственности.
В федеральной собственности ( собственности Российской Федерации) находятся водные объекты, представляющие наибольшую значимость для Российской Федерации и ее устойчивого развития.
К таким объектам относятся:
- Поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов Федерации;
- Подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
- Водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации;
- Водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
- Трансграничные (пограничные) водные объекты;
- Внутренние морские воды;
- Территориальное море Российской Федерации;
- Водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
- Водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно- оздоровительных местностей федерального значения;
- Иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
А. Н. Вылегжанин полагает, что ст.36 Водного кодекса РФ, определяющая водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, не в полной мере соответствует требованиям международного права, поскольку к федеральной собственности отнесены водные объекты, служащие средой обитания анадромных видов рыб.
По его мнению такие водные объекты включают не только пресноводные водоемы, но и морские районы за пределами территориального моря и даже за пределами 20-мильной экономической зоны РФ (районы открытого моря).
Такая оценка содержания ст.36 ВК РФ основана на том, что автор относит морские районы за пределами территориального моря и за пределами 200-мильной экономической зоны РФ к водным объектам.
Между тем, ст.8 Водного кодекса РФ содержит исчерпывающий список водных объектов, отношения по поводу которых регулируются российским водным законодательством и не предусматривает возможности его расширительного толкования.
Сравнительно-правовой анализ содержания статей 8 и 36 Водного кодекса РФ, ФЗ РФ “Об исключительной экономической зоне РФ” позволяет сделать заключение, что к водным объектам федеральной собственности относятся реки, озера и другие водоемы Российской Федерации, служащие местом обитания анадромных и катадромных видов рыб.
- Ответственность за нарушения правил пользования объектами животного мира
- Плата за пользование объектами животного мира
- Государственное управления использованием объектов животного мира
- Правовое регулирование использования живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России
- Правовое регулирование рыболовства
- Правовое регулирование охоты
- Право пользования животным миром на территории России
- Правовой режим животного мира и его объектов
- Плата за пользование лесным фондом
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу