Научно-теоретические основы социальной педагогики

Во второй половине XIX века «отец немецких учителей» Адольф Дистерверг предложил использовать словосочетание «социальная педагогика» для обозначения педагогической работы с обездоленными и беспризорными детьми по профилактике, как принято говорить сейчас, правонарушений несовершеннолетних.

В начале ХХ века известный немецкий философ Пауль Наторп выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе.

Он выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, «союзов граждан», которые могли бы способствовать реализации этой цели. Всю эту деятельность Пауль Наторп также назвал социальной педагогикой.

Педагогические идеи А. Дистерверга и П. Наторпа были отражением общедемократических и гуманистических устремлений передовых людей того времени в Европе и в России, желающих противодействовать антигуманизму общественных порядков, различным формам отчуждения народных масс от культуры и дискриминации детей из пролетарских семей по социальным, экономическим и иным мотивам. Многое из того, что вкладывали в словосочетание «социальная педагогика» А. Дистерверг и П. Наторп, содержалось еще в педагогических воззрениях и практической деятельности их предшественников – педагогов из разных стран, начиная с древних времен.

За последние два десятилетия в России появилось много работ по социальной педагогике – одних лишь учебников и учебных пособий насчитывается около 20. Анализ предложенных подходов к пониманию социальной педагогики позволяет сделать следующие выводы.

Некоторые исследователи понимают социальную педагогику и как отрасль знания, и как педагогическую деятельность (В.Г. Бочарова, В.Д. Иванов, Б.З. Вульфов, А.К. Лукина, В.А. Никитин и др.).

Такой подход вызывает сомнение, поскольку педагогика как отрасль знания не может одновременно трактоваться и как практическая деятельность. Традиционно принято считать, что она исследует соответствующую сферу социальной практики (в данном случае – воспитание) и предлагает пути ее совершенствования.

Нет единого мнения относительно возрастных групп, которыми занимается социальная педагогика. Одни исследователи считают, что социальная педагогика – наука о социализации и воспитании детей (имеются в виду также подростки и юноши), другие утверждают, что объектом внимания должен быть человек любого возраста.

Содержание социальной педагогики как отрасли знания трактуется в соответствии с подходами, заложенными ее основателями. Вслед за ними другие ученые рассматривают социальную педагогику как содержание и методику образовательно-воспитательной деятельности с индивидами и группами индивидов, социализация которых нарушена или противоречит принципам гуманизма и справедливости (В.А. Никитин).

Объектом социальной педагогики называют конкретного человека (или группу), имеющего какие-либо социальные проблемы, которые требуют педагогического решения (Н.М. Платонова), а также социальные проблемы детства (С.Н. Расчетина). Можно еще привести ряд аналогичных определений. Заметим, что со временем точки зрения некоторых авторов меняются, и это вполне объяснимо, ибо социальная педагогика развивается довольно быстро.

Принципиально иначе (в русле подхода П. Наторпа) социальную педагогику как науку представляют другие исследователи. Некоторые из них считают, что социальная педагогика изучает «закономерности социализации ребенка» (М.А. Галагузова и др.) или что она направлена на воспитание личности.

Наиболее близким подходу П. Наторпа является определение социальной педагогики как науки о закономерностях социального воспитания человека, о путях создания оптимального режима учебновоспитательного процесса, его целостности в условиях микросреды, о способах и условиях повышения эффективности интеграции и координации всех воспитательных сил общества в интересах успешного решения социально-педагогических задач.


Такое понимание социальной педагогики позволяет считать предметом ее исследования воспитательные силы общества и способы их актуализации, а также пути интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для развития, духовноценностной ориентации и позитивной самореализации человека.

Социальная педагогика включает в себя ряд разделов, и полученные в результате их изучения знания дают возможность охарактеризовать социальное воспитание как один из видов социальной практики, а также разработать определенные подходы и рекомендации по ее улучшению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)