Мотивационно-личностный уровень
Человека побуждает к деятельности его потребность, то есть состояние нужды в определенных условиях нормального функционирования организма и личности. Помимо биологических потребностей, человек обладает ещё и социальными, познавательными, эстетическими и другими потребностями.
А. Н. Леонтьев выделяет два этапа в функционировании каждой потребности:
- первый — до встречи с предметом, который удовлетворяет потребность;
- второй — после этой встречи, когда потребность превращается в мотив.
С момента преобразования потребности в мотив и зарождается деятельность, потому что мотив побуждает к действиям, направленным на предмет, удовлетворяющий потребность.
Действия человека чаще всего побуждаются сразу несколькими мотивами. По своей роли, или функции, не все мотивы равнозначны. Как правило, один из них главный, другие — второстепенные. Главный мотив называется «ведущим мотивом». Второстепенными называются «мотивы — стимулы».Если первые мотивы побуждают, инициируют деятельность, то вторые больше дополняют, стимулируют её.
Мотивационная сторона деятельности не является постоянной. В ходе жизнедеятельности человека происходит развитие мотивов: старые мотивы отступают на второй план и уходят, на их месте образуются новые мотивы.
Суть этого механизма состоит в том, что цель, образуемая ранее каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, то есть сама становится мотивом.
Эмпирические исследования показывают, что превращение в мотив может произойти только в том случае, если при совершении этого вида деятельности накапливаются положительные эмоции.
Внешняя деятельность — деятельность, которая осуществляется в движениях и доступна для наблюдения.
Внешняя деятельность невозможна без внутренней деятельности, которая, подготавливая внешние действия, тем самым дает возможность достаточно быстро выбирать нужное действие.
Внутренняя же деятельность имеет то же строение, что и внешняя деятельность, отличаясь от неё лишь формой протекания. Это означает, что внутренняя деятельность произошла от внешней предметной деятельности в результате процесса интериоризации.
В результате деятельность представляется как взаимодействие процессов интериоризации и экстериоризации:
- действия с внешними вещами преобразуются в процессы, протекающие в сознании;
- на основе деятельности и сознания формируются цель, мотивы, умственный план действий и операций, которые реализуются во внешней деятельности.
Интериоризация — это переход действия из внешнего плана во внутренний. Обратный процесс, то есть процесс реализации внутренней деятельности во внешнем плане, называется экстериоризацией.
- Профессиональное выгорание и его профилактика
- Психические состояния человека в трудовой деятельности
- Сущность профессионализма
- Психология труда как отрасль психологии
- Управление конфликтом
- Главная формула конфликта
- Лидерство, ролевой конфликт, социальные роли
- Основная динамика и развитие малой группы
- Формальные и неформальные малые группы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу