Формирование речевой деятельности на преддошкольном этапе
С появлением первых слов начинается период первоначального овладения языком (от одного года до трёх лет).
Со второго года начинает интенсивно развиваться речь. Всё более приобретает значение речевой контакт. В ходе развития формируются все компоненты речи (лексический, грамматический, фонетико-фонематический).
В усвоение звуковой стороны речи входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития восприятия звуков (развитие фонематического слуха) и процесс произнесения звуков речи.
В развитии восприятия звуков существует:
- дофонемный этап (понимание строится не на восприятии фонем, а слова и словосочетания воспринимаются как целый словесный образ, как единый, нерасчленённый звук, важная роль принадлежит интонации);
- фонемный этап, когда в восприятии речи большое значение имеет восприятие фонем; характеризуется быстрым нарастанием пассивного словаря и развитием продуцирования речи. В норме фонематический слух должен быть сформирован к 2-м годам. До овладения правильным звукопроизношением ещё далеко.
Одновременно с интенсивным развитием фонемного восприятия происходит овладение правильным произношением звуков.
Из согласных звуков: смычные звуки «б», «п», усваиваются раньше щелевых («ф», «в», «с», «з», «ш», «ж», «х») и раньше слитных («ц», «ч», «щ»); глухие звуки усваиваются раньше звонких; мягкие переднеязычные звуки усваиваются раньше твёрдых; свистящие звуки усваиваются раньше шипящих звуков.
Со второго года жизни у ребёнка активно развиваются процессы обобщения и абстрагирования, и к 3-м годам формируются познавательные понятия, речь становится основным и существенным средством общения. К 3-м годам речь в основном сформирована.
С формированием словаря формируется и слоговая структура слова. Вначале ребёнок произносит односложные слова и осмысленные лепетные звукосочетания («ба»), двухсложные лепетные слова с одинаковыми слогами («бо–бо», «ма–ма», «па– па»). Эти первые двухсложные слова ребёнка имеют ударение на первом слоге.
В словах, которые состоят из двух неоднородных слогов (тётя), наблюдается слоговая элизия – опускание одного из слогов. Чаще всего элизии возникают в 3-х-, 4-х-сложных словах.
Многие дети овладевают ритмической структурой слова и пренебрегают его фонетическим составом (огонек – «нананёк»). Те дети, которые допускают элизии и долго пренебрегают фонетическим составом, в дальнейшем, скорее всего, будут испытывать трудности при дифференциации фонем.
Словарный запас. В. Штерн приводит следующие данные о количестве слов у детей:
- 1,2–1,6 месяцев – 100 слов;
- 2 года – 300–400 (200–400) слов;
- 3 года – 1000–1100 слов;
- 4 года – 1600 слов;
- 5 лет – 2200 слов;
- 6 лет – 2500–3000слов.
Большое значение имеет развитие значений слов. Словарный запас – строительный материал, который при сочетании слов в предложении может служить целям общения.
В развитии речи ребёнка более существенным является формирование грамматического строя речи.
В возрасте 1,3 месяцев до 3-х лет А.Н. Гвоздев выделят 2 периода формирования предложений.
1,3–1,10 месяцев – период предложений, составленных из аморфных словкорней. Аморфные слова (слова-корни) – «ам», «бах».
Этот период имеет два этапа:
- время однословных предложений (1,3–1,8 мес.): «папа», «мама», обозначение
животных («кися»), частей тела, часто – обозначение действий («бух», «ам», «ди»); - время предложений из нескольких слов-корней (1,8–1,10 мес.): «мама дай», «папа неси»; повеление выполнить действие и объект действия – «дай мока»; субъект действия и совершаемые им действия – «ляля бай-бай».
1,10 мес. –3 года – период усвоения грамматической структуры предложения (мамины, папины).
Он делится на три этапа:
- время формирования первых форм (1,10–2,1 мес.): именительный падеж + глагол (киска пьёт); глагол и управляемое им существительное (дай карандаш);
- время использования окончаний для выражения синтаксических связей слов (2,1–2,3 мес.): появляются дательный и творительный падежи («мальчик пойдёт Лене»; «пойду моком» – без предлога); у глагола усваивается категория лица и числа («сизу», «ушла», «ушли»); формируется будущее время («буду есть»); категория возвратности («зиматься буду») и появляются первые частицы («не дам каландаш», «дай-ка мне»);
- время использования служебных слов (2,3–3 года): появляются предлоги и союзы, и сложные предложения становятся союзными.
Союзы появляются в 2,4 месяца. До 2,6 месяца появляются союзы: «а», «и», «а то», «потому что», «когда», «значит». 2,6–2,8 года – те же + «как, только». 2,8–2,10 года – те же + «где», «чтобы», «если». 2,10–3 года – те же + «который», «какой».
К 2-м годам – сформировывается фонематический слух. К 3-м годам – сформировывается речь, усвоен грамматический строй речи, у некоторых формируется правильное звукопроизношение, но у большинства наблюдаются фонологические нарушения.
В норме до 5 лет активно развивается словотворчество – одна из важнейших особенностей развития речи ребёнка. У детей с речевой патологией, с интеллектуальной недостаточностью, задержкой психического развития нет словотворчества. С 3-х лет этот процесс (словотворчество) усиливается.Т.Н. Ушакова выделяет три принципа, по которым дети образуют слова:
- часть какого-нибудь нового слова используется как целое слово – «осколки слов»: «прыг» – прыжок; «лепь» – что-то слеплено;
- к корню одного слова прибавляют окончание другого – «чужие» окончания: «помогание» – помощь, «страшность» – страшное;
- одно слово составляется из двух – «синтетические слова»: «бананас» – банан и ананас, «бабезьяна» – бабушка обезьяны.
У всех детей к 5 годам словотворчество начинает угасать. Ребёнок точно выделяет грамматические формы, свободно ориентируется.
- Виды речевых нарушений, выделяемых в педагогической классификации
- Клинико-педагогический и психолого-педагогический подходы к классификации речевых нарушений
- Органические и функциональные причины нарушений речи
- Биологические и социально-психологические причины нарушений речи
- Основные причины патологии детской речи
- Критические периоды в развитии речевой функции
- Формирование речевой деятельности на дошкольном этапе
- Формирование речевой деятельности на подготовительном этапе
- Этапы речевого развития ребёнка в процессе онтогенеза
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу